astra_wizard (astra_wizard) wrote,
astra_wizard
astra_wizard

Categories:

<82년생 김지영>

<Ким Чжи Ён, 82 года рождения>

    Учитывая, сколько шума наделала эта книга в Корее, не прочитать я ее не мог. Сразу стоит оговориться, что существует она пока только на корейском языке, ни на английский, ни, тем более, русский перевода еще нет. Книга вышла в 2016 году, автор - Чо Нам Чжу, писатель-сценарист корейского телевидения, в том числе и работавшая с довольно известными развлекательными ТВ программами и сериалами в Корее.
  Наверное, в современном южнокорейском обществе, с его серьезной проблемой гендерного неравенства, отношения к женщинам и женоненавистничества, не стать хитом феминизма эта книга и не могла. И, собственно, стала. Корейские феминистки взвили тему «Ким Чжи Ён» до небывалых высот. Вот уже одна из самых больших телестудий объявила планы на съемки полнометражного фильма по этой книге. И все бы ничего, если бы это западное движение не приняло в Корее столь сильно искаженные формы, имеющие, по сути, мало общего с своими исконными западными чертами. Корейский феминизм – это не столько про равноправие женщин в обществе, сколько про ненависть к мужчинам. А такой дискурс порождает совершенно иные цели и задачи, средства и способы борьбы, методы выражения своих мыслей. Вместо попыток выравнивания положения обоих полов в обществе происходит сильная виктимизация женщин, и обвиняют в этом понятно кого. И книга Чо Нам Чжу великолепно вписалась в этот дискурс.
    Ким Чжи Ён – это собирательный образ, усредненный персонаж, такая «среднестатистическая» кореянка, но при этом при всем образ совершенно живой, правильный и действительно существующий. Таких ким чжи ён в современной Южной Корее – миллионы, и это не преувеличение. Обычная тихая и скромная девушка, родившаяся с обычной семье, получившая самое обычное образование в средненьком сеульском вузе, устроившаяся на средненькую работу в небольшую компанию, работающая до ночи, ходящая на корпоративные ужины, встретившая средненького молодого человека на очередном «митинге», вышедшая за него замуж и родившая ему дочку. Ее жизнь – настолько усреднена и настолько обыкновенна для Кореи, что узнать себя в ней сможет практически каждая девушка, которой немного за тридцать, живущая в Сеуле. Ее глазами читателю рисуется картина современного южнокорейского общества, со всеми его недостатками, дискриминацией, несправедливостью и прочим. Посыл автора в книге виден очень ярко и отчетливо: Корея – не очень хорошая страна для женщин, неравенство подстерегает на каждом (буквально) шагу. Стоит обратить внимание и на заголовок: Ким Чжи Ён – одно из самых распространенных женских имен в Корее, примерно как Татьяна, Екатерина или Елена в России. Согласно официальной статистике, имя «Ким Чжи Ён» стало самым популярным в 1982 году, более 15% девочек назвали в тот год именно так.
    Лично мое впечатление после прочтения книги осталось двояким: с одной стороны, книга действительно очень хорошо написана и читается на одном дыхании. Она адекватно и корректно отображает реалии современного корейского общества, в ней нет лжи или преувеличений. Пусть картина у автора и получается немного мрачноватой, но тут уже ничего не поделаешь – правда не всегда сияет радужными красками. С другой стороны, мне иногда трудно согласиться с некоторыми мыслями автора, которые она буквально насаждает почти на каждой странице своего текста: на мой личный взгляд, даже указывая на действительно проблемные моменты, она толкует их или слишком уж эмоционально, или немного некорректно. Не знаю, может быть, это потому, что я не кореянка в Корее и не могу до самого конца прочувствовать все то, о чем она говорит.
    В качестве одного из многочисленных примеров дискриминации женщин в Корее она приводит номера регистрации граждан: в Корее у каждого человека есть свой идентификационный номер, стоящий на карточке гражданина. У всех мужчин (до 2000 года рождения) самой первой цифрой будет единица, у женщин – двойка. Автор видит в этом сильное унижение, сам факт разделения всех граждан на мужчин и женщин уже, по ее мнению – это дискриминация на государственном уровне, а если уж разделили, то почему мужчины должны обязательно быть «первыми», а женщины – «вторыми»?
    Немного спорный, на мой взгляд, момент, довольно сильно притянутый за уши. Разумеется, можно ударяться в крайне «либеральные» взгляды и требовать полного размывания официальных границ между полами, чтобы никакие номера, цвета, и прочие характеристики не ассоциировались с каким-то одним конкретным биологическим полом. Но зачем это надо? И как такое возможно? Отменить регистрацию граждан, чтобы ни у кого не было цифровых показателей? А как вести учет населения? Ввести систему сквозной нумерации, чтобы не существовало цифрового разделения по полу? Но ведь корейская регистрация – довольно глубоко продуманная система, которая позволяет удобно разбить население на необходимые категории, по возрасту, полу, месту жительства, а значит – более целенаправленно оказывать государственные и, например, медицинские услуги, таргетировать социальные выплаты и поддержку неимущим, незащищенным и т.д. На мой взгляд, здесь у самого же автора возникает противоречие: требуя от государства помощи в деле рождения и воспитания ребенка («Ребенок – это не забота двух отдельных людей, это забота государства» - эта фраза произвела на меня впечатление), в том числе и финансовой поддержки для молодых матерей, автор резко становится на дыбы, когда государство говорит «хорошо, давайте посмотрим, сколько у нас молодых матерей, где они живут и кому из них нужна помощь». То есть, помогайте нам, женщинам, мужчинам помогать нельзя, но при этом ни в коем случае не делите всех людей на мужчин и женщин. Только я один вижу здесь противоречие?
    Жизнь нашей образной Ким Чжи Ён целиком и полностью состоит из дискриминации: в школе, на улице, в магазине, на работе, в семье. Почему парням можно носить футболки под школьную униформу, а девочкам – нельзя? Почему младшему сыну выделили целую отдельную комнату, а сестры должны жить в одной? Почему молодая мама должна ловить на себе осуждающие взгляды, если она решила выпить чашку кофе, пока ребенок спит? От женщины ждут, что она выйдет замуж и родит ребенка – почему? Почему нельзя просто жить и работать там, где она сама хочет?
    Рождение и воспитание детей – вообще отдельная тема, красной нитью проходящая в книге. И если во многом автор права, общество действительно устроено так, забота о воспитании ребенка ложится на женщину, в частностях, на мой взгляд, она все же перегибает палку. Претензия автора, почему женщина, а не мужчина, должна кормить ребенка каждые два часа грудью – ну, не знаю. Наверное, потому что так задумано природой? Я как-то лично не знаю ни одного мужчину, который бы забеременел, родил и кормил грудью. Пусть это прозвучит крайне по-шовинистски, но беременеть, рожать и вскармливать младенца – этой частью жизни должна заведовать женщина. И не отвергать в гневе помощь мужа, как это делает Ким Чжи Ён, считая сам факт того, что она сидит дома с ребенком дискриминацией. В книге Ким Чжи Ён с ее мужем долго рассматривают разные варианты: прекрасно понимая, что для того, чтобы нормально функционировать в обществе с растить ребенка нужны деньги, муж с женой долго перебирают сценарии того, как это можно сделать с минимальными потерями. В итоге приходят к выводу, что самым разумным будет мужу продолжать работать и зарабатывать деньги, поскольку его зарплата выше, а Ким Чжи Ён - остаться дома с ребенком. И сделав такой вывод, автор тут же обвиняет общество в том, что оно заставляет женщин делать такой выбор, отказывая мужчинам в праве зарабатывать: почему привилегия зарабатывать деньги должна быть только у мужчин, а женщины должны рожать? Возможность нанять няню они отмели, потому что не хотели, чтобы ребенок «рос с другим человеком», да и дорого это. Ну тогда, извините, какой еще может быть выход? Если только в целом полностью отказаться от рождения и воспитания ребенка как явления.
    Разумеется, необходимо стремиться создавать условия в обществе, когда женщина будет социально защищена от потери работы во время беременности, но отрицать сам факт того, дети – это привилегия женщины и винить в этом общество… Если кто-то согласен с этой сентенцией, обязательно напишите в комментариях, мне действительно интересно послушать эту точку зрения.
    В целом, книга, конечно же, очень неплохая, жизненная. Поскольку затрагиваются в ней темы, актуальные для любого общества, то и интересна она может быть многим. Можно смело ставить ей пятерку и рекомендовать к прочтению. Чисто корейские проблемы (необходимость ехать к родителям мужа на главные корейские праздники и готовить еду; сильное ожидание, что первенцем должен быть обязательно мальчик, а если девочка – то лучше аборт, чем такой позор и т.д.) переплетаются с проблемами, общими для всех (при всех прочих равных, предпочтение мужчин при приеме на работу; неравенство зарплат; потеря рабочего места при уходе в декрет и т.д.). Было бы интересно услышать иные мнения от тех, кто прочитал книгу, или просто мнения по теме.
Tags: Корея, Южная Корея, жизнь в Корее, корейская культура, литература, переводы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments

Recent Posts from This Journal